Функциональная незрелость детей дошкольного и младшего школьного возраста, регистрируется в среднем у 20-25% детей 6-10 лет.
Учеба в школе требует от ребенка, начиная с 5 летнего возраста, необходимости поддержания произвольного внимания не менее 4 часов в сутки в течение 8 месяцев в году. Причем это требование должно соблюдаться обязательно. Для ребенка с СДВГ эта деятельность практически невыполнима!
Синдром ДВГ КАК:
- Как социальная проблема - проблема семейного воспитания и функционирования семьи;
 
- Как медицинская проблема - риск формирования социального инфантилизма и психопатоподобного развития личности;
 
- Как педагогическая проблема - проблема несформированной позиции ученика, умения учиться, мотивации;
 
- Как психологическая проблема – проблема самоосознания и формирования навыков саморегуляции деятельности.
 
СДВГ вариант - Церебрастенический Обусловлен физиологической незрелостью головного мозга, проявляющейся быстрой пресыщаемостью произвольной деятельностью и повышенной утомляемостью, но внешне это проявляется нарастающей неконтролируемой двигательной активностью
СДВГ вариант - Дизонтогенетический Преимущественно обусловленный нарушениями нейромедиаторного обеспечения работы коры головного мозга и, как следствие этого, избыточной (но компенсаторной по сути) стволовой его активацией, что внешне проявляется в виде «двигательной неутомимости - думать некогда - надо действовать» 
Критерии СДВГ по МКБ-10
Гиперактивность:-  Поведенчески суетлив, беспокоен;
 -  Чрезмерно болтлив (даже играя с собой, ребёнок может постоянно и громко говорить вслух);
 -  Неусидчивость, неспособность длительно сидеть на одном месте( поэтому не любит и не может играть в спокойные игры);
 -  Избыточная (и как правило бесцельная) двигательная активность (бегает, пытается куда-то влезть, совершает многочисленные посторонние движения , которые часто не замечает), либо проявляющаяся и усиливающаяся при утомлении, либо наблюдаемой постоянно вне связи с утомлением («как будто к нему прикрепили мотор»).
 
Нарушение внимания:-  «Не слушают» обращённую речь;
 -  Проявления забывчивости в повседневных ситуациях;
 -  Допускают частые ошибки в сферах своей деятельности;
 -  Повышенно отвлекаем (легко отвлекается на постороннее);
 -  С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
 -  Часто теряет личные вещи и предметы, необходимые для выполнения заданий, в школе и дома;
 -  Имеет различные нарушения избирательного внимания (неспособность надолго сосредоточиться на предмете);
 -  Демонстрируют неспособность удерживать внимание на деталях, поэтому не в состоянии следовать инструкциям;
 -  Не может самостоятельно организовать продуктивную деятельность, но если и организует то непоследователен в своих действиях;
 -  Имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания (избегает или высказывает агрессивность);
 -  Не в состоянии выполнить задание до конца, быстро переходит от незавершённого к новому, что не связанно с негативным настроением или непониманием сути задания;
 -  Имеются существенные колебания показателей внимания (если деятельность детей связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами);
 
Импульсивность:
-  Неряшливость;
 -  Эмоциональная лабильность(частая смена настроения);
 -  Отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос;
 -  Мешает другим детям, взрослым, пристаёт, влезает в игры, разговоры;
 -  Не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие);
 -  Нетерпеливость (никогда не могут дождаться своей очереди, часто влезают в работу и разговор других детей);
 -  Шумные выходки во время уроков (может без разрешения встать и уйти из класса, выкрикнуть что-то с места);
 -  Совершает опасные для себя и окружающих действия, но при этом не ищет острых ощущений или приключений;
 -  Часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения регулировать свои эмоции, неумения проигрывать;
 - В зависимости от определения варианта СДВГ и уровня его тяжести, а также наличие у конкретного ребенка иных проблем, отягощающих течение синдрома, организовать совместно с родителями и администрацией учебного учреждения обсуждение выбора режима дальнейшего обучения.