ПИШЕТ С ОШИБКАМИ
Отличительная черта артикуляционной дисграфии - изолированные трудности речевого звукоразличения (путаница «б» и «п», «д» и «т», «в» и «ф» и других схожих звуков при письме. Они могут написать «сабор» вместо «забор», «фавля» вместо «вафля» и тд.
Проблемы фонематического слуха часто остаются невыявленными различными специалистами, не владеющими специальными логопедическими или нейро-психологическими методами. Эта одинаково печально заканчивается и для детей, и для специалистов (педагогов и психологов).
ДИСГРАФИЯ
Недостаточность левого полушария в детском возрасте проявляется, прежде всего, в несформированности функций левой височной области. Соответственно, страдает ее главная фукциональная особенность – фонетико-фонематическое восприятие, так нужное младшим школьникам для правильного написания сначала слов, затем- диктантов на слух и для понимания общего смысла. Фонетико-фонематический дефицит часто приводит во 2-4 классах к дисграфии, многочисленным ошибкам в русском языке, которые не корректируются репетитором, и требуют специальной помощи логопеда и часто нейропсихолога.
Усилия взрослых бесплодны: ребенок их попросту не понимает или понимает едва ли наполовину. Ведь ядром проблем выступают обильные литеральные парафазии, невосприятие границы слов, «словесная окрошка», отчуждение смысла слов и т.п. Подчас такое «отчуждение смысла слов» приводит к ярким поведенческим эксцессам. Ведь ребенок постоянно находится в ситуации, где все говорят на «непонятном языке». Естественно, что он через несколько минут начинает отвлекаться, демонстрируя очевидный дефицит внимания.
Такие дети часто жалуются на то, что учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, а в классе всегда очень шумно. Родители же, помимо вопиющей безграмотности, отмечают, что им приходится по нескольку раз окликать ребенка, прежде чем он отзовется и поймет, что от него требуется.
Характерно, что эти дети, воспринимая чужую речь как в чем-то незнакомую, иностранную, не «слышат» и свою собственную. Ясно, что это влияет на понимание любого прочитанного ими же (вслух или про себя) текста, условия задачи и т.д. Ведь близкие по звучанию слова (например, хвост-гость или бочка-почка) для них - одинаковы. Такая дефицитарность звуковой дифференцировки обращенной речи не может не приводить к снижению понимания ее смысла. Закономерно страдает слухо-речевая память.
Расстраивается самоконтроль за собственной речью. В ней наблюдается обилие латеральных парафазий (замены нужных слов близкими по звучанию) и новообразований. Порой появляется компенсаторное многословие с выраженной жестикуляцией и мимикой, но чаще — замкнутость, молчаливость. При чтении также выявляются многочисленные ошибки, «проглатывание» окончаний, затруднения в расстановке ударения. Оно плохо интонировано, не дифференцировано в соответствии со знаками препинания. В связи с этим, затруднено понимание и запоминание прочитанного (вслух или про себя) на любом уроке.
Наиболее грубо страдает письмо, находящееся в прямой зависимости от состояния фонематического слуха. Тетради такого ребенка изобилуют разнообразными ошибками; видна тенденция к размытости границы слова, слитному написанию двух слов и т.д.
Дефицит фонематического слуха вредоносно сказывается на эффективности любого учебного предмета. Например, успешность на уроке математики не в последнюю очередь зависит от того, что ребенок дифференцирует близкие по звучанию «шестнадцать» и «шестьдесят».
Ребенок возможно плохо запоминает материал на уроке, у него неразборчивый почерк, и «глупые» ошибки на письме. Как помочь ребенку, если он «зеркалит» буквы? В традиционной педагогике ответ на это один: не старается, ленится. Ребенок может быть даже очень старательным, но все равно неуспешным в консервативном обучение. Нейропсихология детского возраста поможет ответить на ряд вышеперечисленных вопросов. Нейрошкола РОСТ – это место, где опытные педагоги и нейропсихологи помогают ребенку полноценно развиваться, получать образование, коррекционную поддержку, не ощущать дискомфорта из-за того, что они необыкновенные.
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ
Дисграфия не исправляется просто репетиторством
с учителем. Необходимы комплексные занятия ребенка
с логопедом и нейропсихологом. На видео фрагмент занятия с логопедом. Отрабатывается навыки звукобуквенного анализа. Эти занятия позволяют
вомногом скомпенсировать дисграфию. Чем раньше начнутся занятия, тем лучше будет результат. Уменьшится количество ошибок, ребенок станет более собранным
и будет лучше воспринимать учебный материал.
Занятия должны быть систематическими, длятся от полугода до нескольких лет. Логопед формирует фонетико-фонематическую сторону речи (распознавание правильных звуков и их кодировку в письмо), нейропсихолог
же помогает повысить общий энергетический потенциал, улучшишь мелкомоторные навыки письма (графомоторику) за счёт специальной серии упражнений.
Проконсультироваться
С руководителем центра нейропсихологии, нейропсихологом Александром Валерьевичем Курицыным
detirosta@yandex.ru
+7 925 606-26-24