
Гиперактивный ребёнок (СДВГ)
Неусидчивость, неспособность длительно сидеть месте.
Суетлив, беспокоен.
Избыточная двигательная активность, бегает, пытается куда-то влезть, совершает многочисленные посторонние движения «как будто к нему прикрепили мотор».
Чрезмерно болтлив, даже играя с собой, ребёнок может постоянно и громко говорить вслух.
Актуальность СДВГ
Функциональная незрелость детей дошкольного и младшего школьного возраста, регистрируется в среднем у 20-25% детей 6-10 лет.
Учеба в школе требует от ребенка, начиная с 5 летнего возраста, необходимости поддержания произвольного внимания не менее 4 часов в сутки в течение 8 месяцев в году. Причем это требование должно соблюдаться обязательно. Для ребенка с СДВГ эта деятельность практически невыполнима!
Синдром ДВГ КАК:
-
Как социальная проблема - проблема семейного воспитания и функционирования семьи;
-
Как медицинская проблема - риск формирования социального инфантилизма и психопатоподобного развития личности;
-
Как педагогическая проблема - проблема несформированной позиции ученика, умения учиться, мотивации;
-
Как психологическая проблема – проблема самоосознания и формирования навыков саморегуляции деятельности.
СДВГ вариант - Церебрастенический
Обусловлен физиологической незрелостью головного мозга, проявляющейся быстрой пресыщаемостью произвольной деятельностью и повышенной утомляемостью, но внешне это проявляется нарастающей неконтролируемой двигательной активностью
СДВГ вариант - Дизонтогенетический
Преимущественно обусловленный нарушениями нейромедиаторного обеспечения работы коры головного мозга и, как следствие этого, избыточной (но компенсаторной по сути) стволовой его активацией, что внешне проявляется в виде «двигательной неутомимости - думать некогда - надо действовать»
Критерии СДВГ по МКБ-10
Гиперактивность:
-
Поведенчески суетлив, беспокоен;
-
Чрезмерно болтлив (даже играя с собой, ребёнок может постоянно и громко говорить вслух);
-
Неусидчивость, неспособность длительно сидеть на одном месте( поэтому не любит и не может играть в спокойные игры);
-
Избыточная (и как правило бесцельная) двигательная активность (бегает, пытается куда-то влезть, совершает многочисленные посторонние движения , которые часто не замечает), либо проявляющаяся и усиливающаяся при утомлении, либо наблюдаемой постоянно вне связи с утомлением («как будто к нему прикрепили мотор»).
Нарушение внимания:
-
«Не слушают» обращённую речь;
-
Проявления забывчивости в повседневных ситуациях;
-
Допускают частые ошибки в сферах своей деятельности;
-
Повышенно отвлекаем (легко отвлекается на постороннее);
-
С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
-
Часто теряет личные вещи и предметы, необходимые для выполнения заданий, в школе и дома;
-
Имеет различные нарушения избирательного внимания (неспособность надолго сосредоточиться на предмете);
-
Демонстрируют неспособность удерживать внимание на деталях, поэтому не в состоянии следовать инструкциям;
-
Не может самостоятельно организовать продуктивную деятельность, но если и организует то непоследователен в своих действиях;
-
Имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания (избегает или высказывает агрессивность);
-
Не в состоянии выполнить задание до конца, быстро переходит от незавершённого к новому, что не связанно с негативным настроением или непониманием сути задания;
-
Имеются существенные колебания показателей внимания (если деятельность детей связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами);
Импульсивность:
-
Неряшливость;
-
Эмоциональная лабильность(частая смена настроения);
-
Отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос;
-
Мешает другим детям, взрослым, пристаёт, влезает в игры, разговоры;
-
Не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие);
-
Нетерпеливость (никогда не могут дождаться своей очереди, часто влезают в работу и разговор других детей);
-
Шумные выходки во время уроков (может без разрешения встать и уйти из класса, выкрикнуть что-то с места);
-
Совершает опасные для себя и окружающих действия, но при этом не ищет острых ощущений или приключений;
-
Часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения регулировать свои эмоции, неумения проигрывать;
-
В зависимости от определения варианта СДВГ и уровня его тяжести, а также наличие у конкретного ребенка иных проблем, отягощающих течение синдрома, организовать совместно с родителями и администрацией учебного учреждения обсуждение выбора режима дальнейшего обучения.
Зависимость содержания маршрутов сопровождения от тяжести СДВГ
Церебрастенический вариант
1 степень
Обучаемы в массовой школе + программа с Нейропсихологом в центре
2 степень
Обучаемы в массовой школе, но с дифф-ным лечебно-охр. Режимом + программа с Нейропсихологом в центре
3 степень
Надомное обучение по программе
массовой школы + занятия в центре в «Школе родителей» + Мед. помощь
Дизонтогенетический вариант
1 степень
Обучаемы в массовой школе + программа с Нейропсихологом в центре
2 степень
Обучаемы в массовой школе + дополни-тельные режимные мероприя + Программа с Нейропсихологом в центре
3 степень
Надомное обучение по программе
массовой школы + занятия в центре в «Школе родителей» + Мед. помощь
Комплекс программ психолог-педагогического сопровождения детей с СДВГ:
Психолого-педагогическая программа - Нейропсихологическая программа
Направлена на поэтапное формирование ключевых стратегий саморегуляции деятельности: целеполагания, моделировния, планирования и самоконтроля. Продолжительность программы – 1,5 - 2 месяца. со второй степенью тяжести СДВГ).
Программа психолого-педагогического тренинга «Маяк»
Программа Родительского клуба «Маяк» для воспитателей, педагогов, родителей, воспитывающих таких детей.
Комплексная методика помощи детям с СДВГ
1. Нейропсихолог;
2. Сопровождение невролога, психиатра, помощь детям с выраженными органическими особенностями медикаментозная;
3. Остеопат;
4. Питание, витамины;
5. Режим дня, сон, ритуалы, аромо;
6. Родители-лобные доли ребенка
ПРОФИЛАКТИКА СДВГ
У детей с СДВГ основной проблемой является недостаточное отмораживание их импульсов. Вечером они долго не могут уснуть. На легкое замечание, отвечают очень эмоционально. Занятия с нейропсихологом направлены на коррекции импульсивности, улучшение саморегуляции у детей с СДВГ.
При выполнении упражнений могут использоваться утяжеленное одеяло, сенсорный мешок, утяжелители для рук при ползаниях. Курс от 20-25 занятий, далее перерыв и возможно повторение. СДВГ не проходит, но после занятий ребенок будет более собранный и лучше контролировать свое поведение.

Проконсультироваться
С руководителем центра нейропсихологии, нейропсихологом Александром Валерьевичем Курицыным